Что год текущий нам готовит? Или о стабилизации цен на недвижимость.

19.06.2008

Из интервью Фонда «Институт экономики города», который является соавтором концепции жилищной политики в России и национального проекта о доступном и комфортном жилье: На данный момент в России существует не мало стратегически важных государственных программ, направленных на предоставление доступного жилья. И многие из них, вопреки преградам и препятствиям прекрасно реализуются в данный момент. Например, национальный проект «Жилище» в данный момент реализован практически на 70%. Благодаря положительной динамике ипотечного кредитования населения, увеличению темпов строительства жилой недвижимости с каждым годом темпы строительства жилья в рамках этой программы лишь увеличиваются. Например, в 2006 году мы построили больше квадратных метров жилой площади, чем в 2005 году на 16%. За 2007 год появился прирост строительства жилой недвижимости в размере 20%. Да и доступность жилой недвижимости, строящейся в нашей программе, стала большей. Если еще в 2004 году количество молодых семей, которые могут позволить приобрести квартиру в новостройке, составляло всего 4% от общего числа покупателей. То в прошлом году этот показатель увеличился до 17%. Но при детальном рассмотрении всех инструментов программы «Жилище» можно сказать, что сработали не все предполагающиеся меры. Во-первых, полностью провалились меры государственной поддержки финансирования коммунальной инфраструктуры. В рамках этого инструмента мы предполагали, что будет развита система кредитов на развитие инженерной инфраструктуры. Но пока эта система, в отличие от других стран мира, в России совершенно не работает. В данный момент при строительстве новых микрорайонов на новом месте, получается, что жильцы оплачивают не только строительство недвижимости, но и строительство всей инфраструктуры, в том числе и транспортных путей. Государство лишь отвечает за погашение процентной ставки по кредиту на приобретение жилья. На самом деле это не совсем правильно. Ведь все коммунальные инфрастуктуры должен строить не застройщик, а коммунальные службы. Но при подключении к сети коммуникаций с застройщика бы взималась плата, которая компенсировалась сполна после продаже всех квартир в новостройке. Хотя такой подход тоже не верен. За счет расходов на строительство инфраструктуры существенно повышается стоимость жилья. И нет смысла говорить в таком случае о его доступности. Факт монополизации рынка строительства и влиянии его на повышение цен жилья также не имеет места. Ведь при застройке новых территорий у государства нет предпочтений, кому отдать земли под застройку. Это может быть и несколько столичных крупных застройщиков и застройщик из региона, предложивший более приемлемые цена на свои услуги. Чаще всего большие территории изначально приобретают крупные застройщики, а затем передают права собственности на землю под застройку более мелким строительным компаниям. Этот факт также значительно влияет на формирование цен на жилье. На данный момент по недоступности и слишком высоким ценам на жилье Россия находится на одном из первых мест в мире. Сегодня коэффициент доступности строящегося жилья для семьи из трех человек в столице составляет всего лишь 5,3%, а в Петербурге – 5, 64%. Ведь доход средней семьи в месяц составляет порядка 16 000 рублей. А стоимость одного квадратного метра жилой площади как на первичке, так и на вторичке составляет примерно 63 000 рублей. Это произошло за счет того, что цены на жилье росли быстрее, чем заработная плата. Для того, чтобы пережить все негативные тенденции такого подорожания и повысить коэффициент доступности жилья должно пройти какое-то время. По прогнозам Фонда «Институт экономики города» цены на жилье должны стабилизироваться, начиная с 2008 года. Это и происходит сейчас. Сегодня на рынке наблюдается слишком большие темпы строительства. Примерно к 2020 году они не будут соответствовать спросу, и цены на жилье не смогут подняться больше, чем на 1%. Ожидается, что к 2020 году показатель доступности жилья с 17% увеличится до 60%. Около 15% граждан получат государственное жилье, и еще 25-30% смогут купить частную недвижимость при помощи государства. Данные прогнозы вполне реальны. Но осуществиться они могут при условии, что будут полностью реализованы государственные программы по строительству доступного жилья и приняты меры по борьбе с инфляцией, а также будут работать все инструменты в жилищной сфере.