На рынке "загородки" из-за кризиса произойдет перераспределение сил

25.09.2008

Компания Blackwood рассказала о текущем состоянии рынка загородной недвижимости в условиях глобальной конкуренции и развития финансового кризиса. По прогнозам экспертов компании, в ближайшее время произойдет перераспределение сил на рынке за счет отсеивания более слабых игроков. Несмотря на благоприятные прогнозы российских экспертов, очевидно, что события в США в некоторой степени затронули и Россию. Подмосковный рынок загородной недвижимости не стал исключением: небольшие компании, пытаясь выжить в сложившийся ситуации, занялись активным поиском соинветоров, некоторые из них даже стремятся перепродать свои проекты. Все это можно охарактеризовать как панику. Однако, по прогнозам специалистов компании Blackwood, такая ситуация первого стресса пройдет довольно быстро: в течение одного-двух месяцев. Несмотря на то, что доходность загородных проектов ниже по сравнению с городскими (в 2007 году данный показатель приравнивался к 30-40%, по итогам первого полугодия 2008 года - порядка 20%), вложения в коттеджное строительство по-прежнему актуальны, поскольку это в первую очередь, вложения в землю. Так по прогнозам аналитиков, максимальный рост стоимости земли до конца года составляет около 15%. Более того, в связи с перегретостью жилого сегмента, есть вероятность, что цены на городскую недвижимость могут обвалится, сообщили RussianRealty.ru в пресс-службе Blackwood. На рынке загородной недвижимости наметившаяся корректировка цен не затронет ликвидные объекты на первичном рынке, но динамика их роста будет замедлена. По мнению аналитиков компании, наиболее рискованными на сегодняшний день являются все сложные и малоликвидные объекты, расположенные по непрестижным направлениям, а также проекты, не имеющие достаточного объема инфраструктуры и поселки с завышенными ценами. Стоит отметить, что активность основных игроков сохраняется. Так, в будущем году заявлено к выходу несколько качественных проектов, при этом девелоперы делают ставки на сетевые продукты. Например, компания "Mozaik development" собирается реализовывать проекты эконом-класса в среднем и дальнем Подмосковье, компания "Уралдон" намерена построить сеть поселков эконом-класса под брендом "На дачу" в 85-90 км от Москвы. Среди других наметившихся тенденций можно назвать снижение темпов развития эконом-класса и девелопмента дальних дач. Наибольшую популярность приобретут объекты, расположенные в радиусе 40 км от МКАД - малоэтажная застройка, таунхаусы, коттеджные поселки с удачным месторасположением. "Ко всему вышесказанному хочется добавить, что в ситуации кризиса выживают лишь сильнейшие игроки, в то время как более мелкие компании вынуждены покинуть рынок, - считает Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood. - Это подтолкнет девелоперов к более тщательной проработке концепции проектов, доскональному продумыванию архитектурного облика объекта и т.д. Попытки непрофессионального девелопмента будут полностью отрезаны. Поэтому застройщики, имеющие адекватную кредитную линию либо наличие собственных денежных средств на строительство в целом, не только выстоят в сложившихся условиях, но и при правильном подходе, смогут извлечь выгоду для развития своего бизнеса" - резюмирует он.