Новый Генплан Москвы: слушания начались

24.07.2009

Публичные слушания, на которых сами москвичи смогут высказать свое мнение по проекту главного градостроительного документа столицы – Генплана развития Москвы до 2025 года, а также по проекту правил землепользования начались 23 июля. Как заявил председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, при составлении проекта нового Генерального плана в первую очередь учитывались интересы горожан (предыдущий Генплан, разработанный в 1990-х г.г. был ориентирован, прежде всего, на привлечение инвестиций).
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин сообщил, что мэрия получила около 2 тыс. писем от муниципальных собраний с предложениями и замечаниями относительно нового Генплана. Экспозиция будет проходить две недели во всех 125 управах города, потом 12 августа состоится городское собрание, в котором Генеральный план уже будут обсуждать специалисты. Осенью документ будет обсуждаться Правительством Москвы, а до конца года проект актуализированного Генплана должен быть принят Мосгордумой.
Градостроительная политика правительства Москвы в последнее время вызывает все больше. Любителям старины не нравится то, что на смену зданиям XIX – начала XX веков приходят новостройки из стекла и бетона. Горожане, проживающие в спальных районах, недовольны точечной застройкой, автомобилисты возмущаются пробками на дорогах и отсутствием паркингов, т. е. почти у каждой категории горожан есть претензии к московским властям. По общему мнению, и горожане, и мэрия от новой процедуры только выиграют. Москвичи смогут заранее ознакомиться с будущим своих районов и города в целом. Власти столицы просят москвичей ответственно подойти к предстоящим слушаниям, так как если начнется строительство какого-либо объекта согласно Генплану, остановить возведение уже будет невозможно. По мнению ряда экспертов, в том числе и аналитиков www.1dom.ru, радикально повлиять на проект Генплана жители города едва ли смогут, но повлиять "точечно" – шансы вполне есть.
Основными направлениями развития и реконструкции Москвы, согласно новому Генплану, будут: в исторической части города – реконструкция зданий и сооружений, построенных до середины 1950-х г. г. с сохранением архитектурного облика районов; в "срединном" поясе промзон между Третьим и Четвертым транспортными кольцами – снос части промышленных объектов и массовое строительство нового жилья (в основном коммерческого) и офисных зданий. До 2025 года в Москве планируется построить около 100 млн. кв. м. жилья, а снести около 20 млн. кв. м. Помимо пятиэтажек, сносу подлежат все блочные и панельные 9- этажные дома серий II-18/09, II-49, II-57 и блочные 12-этажные дома серии II-18/12.  Сначала сноситься будут самые ветхие и расположенные в более престижных районах дома, потом все остальные. Районы сталинской многоэтажной застройки назвали "представительской зоной", там кардинально ничего менять не будут. Пояс "спальных районов" между Четвертым кольцом и МКАД также не должен застраиваться новым жильем, только школами, поликлиниками и детскими садами. Социальные новостройки появятся преимущественно за МКАД, на землях, которые Москва выкупит у области.

Отмечено, что в условиях сложившейся радиально-кольцевой структуры города решать транспортные проблемы становится всё сложнее, именно поэтому развитие транспортной инфраструктуры Москвы на 15-20 лет отстает от необходимой. Окружную железную дорогу собираются сделать пассажирской. В метрополитене будет проложен третий пересадочный контур, построены Солнцевская и Кожуховская линии, продлены Замоскворецкая, Люблинско-Дмитровская и Бутовская линии. Планируется реконструкция всех железных дорог в черте города и проведение скоростных линий до аэропортов Шереметьево и Внуково. Кроме того, в ближайшие 20 лет во всех округах Москвы планируется построить 12 "выделенных" линий скоростного трамвая общей длиной 220 километров. Первые трамвайные линии планируют построить в ближайшие 5 лет в наиболее проблемных округах — Восточном и Юго-Восточном.
Справка www.1dom.ru : За последние 100 лет было принято 7 Генеральных планов и иных крупных проектов развития Москвы.
1919-1924. "Нэповский" план реконструкции Москвы. Существовало несколько вариантов; составлялись они по личному указанию Ленина. Предлагалось разделить исторический и политический центры, создав Дом правительства на Ходынском поле и социально-транспортный центр в Сокольниках. (Кстати, Ходынка сохранялась как резервная территория вплоть до начала 2000-х).  Решать жилищную проблему предлагалось за счет кооперативного строительства. Во 2-й половине 1920-х г. г. потерял актуальность в связи с изменением экономической политики государства.

1935. "Генплан Сталина-Кагановича-Хрущева". Выполнен процентов на 90. Расширение основных магистралей, строительство Новоарбатского и Новокировского проспектов, снос малоэтажных строений в центральной части города, укрупнение кварталов, отказ от переулков. Застройка Юго-Запада, расширение и застройка набережных, замена мостов. Запрещалось строительство и модернизация новых крупных заводов в черте города. Дальнейшее развитие метрополитена. Снос церквей, строительство памятников-символов новой власти. Планировалось также строительство трех новых супермагистралей: а) Измайлово – Комсомольская площадь – Охотный Ряд – Лужники – Ленинские горы;  б) Ленинградское шоссе – Кузнецкий Мост – Автозаводская;  в) Останкино – Замоскворечье – Серпуховское (Варшавское) шоссе.
1951. "Десятилетний план реконструкции Москвы до 1960 г." По сути, это модифицированный Генплан 1935 г., включающий ряд новых предложений по застройке города, его основных магистралей, освоению резервных территорий. Постепенный переход на блочное домостроение, типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства. Застройка новых крупных жилых массивов.
1960. "Промежуточный вариант", прообраз Генплана 1971 г. Решение о расширении границ Москвы до строящейся МКАД, увеличение площади Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) столицы. Построены Кремлевский Дворец съездов, Останкинская башня, гостиница "Россия", комплекс зданий на Новом Арбате и многое другое.
1971. Самый масштабный Генплан в истории Москвы, отдельные проекты реализуются в настоящее время. Создание восьми территориально-планировочных зон (прообразов нынешних округов) с "новыми центрами притяжения", где планировалось построить крупные культурные, общественные, транспортно-инфраструктурные комплексы. Третье Транспортное кольцо. Впервые развитие Москвы и Подмосковья было спланировано в комплексе. Были спроектированы четыре хордовые скоростные магистрали, проходящие в стороне от центра города: Ховрино – Борисово, Теплый Стан – Владыкино, Крылатское – Бирюлево и Очаково – Мытищи. Нехватка хорд особенно остро ощущается в настоящее время: в 1990-е-2000-е г. г. практически все территории, зарезервированные под эти магистрали, были застроены. В проекте развития метрополитена также значились 4 хордовые линии, проходящие через Москву: Митино – Бутово, ХимкиЛюберцы, Мытищи – Внуково, Балашиха – Коммунарка.
1986-1989. "Горбачевско-ельцинский" Генплан. Децентрализация, стирание де-факто границ между городом и областью (то, что мы наблюдаем в настоящее время). Именно такую стратегию развития предусматривал план развития Москвы и Подмосковья до 2010 года, где учитывались тенденции развития крупнейших мегаполисов мира: разрастание ввысь и вширь агломерации с населением 15 млн. человек с общим рынком труда и жилья, массовое возникновение районов новостроек различной этажности в 20-50 км от МКАД. В период, когда госказна стремительно пустела, осуществление этого генплана оказалось невозможным.
1999. "Генплан возможностей" или "Генплан инвестиций". Был составлен на период до 2020 года. Москва снова рассматривалась как обособленный субъект. Запланированы Четвертое транспортное кольцо, второе метрокольцо, скоростной трамвай, частичная ликвидация промзон "срединного пояса", комплексная реконструкция кварталов застройки 1950-х-60-х г. г., "Москва-Сити", "Новое Кольцо" высотных зданий в периферийных районах Москвы и многое другое. Согласно новому Закону "Об актуализации Генерального плана", каждые 4-8 лет необходимо осуществлять актуализацию (корректировку) Генплана. Таким образом, в настоящее время мы имеем дело с проектом "Актуализированного генерального плана города Москвы на период до 2025 года".