Для того чтобы жилье в столице стало дешевле, кризис должен быть очень долгим

29.10.2008

На сегодняшний день многих жителей Москвы интересует, как изменятся цены на столичную недвижимость во времена всемирного финансового кризиса. И, по мнению экспертов в нашей стране не действуют свойственные для остального мира экономические законы. На все наши вопросы попытался подробно ответить Александр Высоковский – председатель фонда «Градостроительные реформы»: - Как вы думаете, какие неприятные сюрпризы в связи с финансовым кризисом нас ожидают в ближайшем будущем в области московского строительства? - Данная область самая уязвимая, я так полагаю, она первой пострадает из-за кризиса. У нас в стране большая часть девелоперов возводят свои здания не на личные средства, а на заемные. А в связи с кризисом любой банк не имеет средств. Из этого следует, что финансирование проектов останавливается, а в результате замораживается и даже начатое строительство. Девелоперы на протяжении недолгого времени смогут прожить на то, что успели возвести и пока не реализовали. Но это не может продолжаться долгое время. А для продолжения работы необходимы финансовые средства, которых попросту нет. - А повлияет ли кризис на строительство социального жилья? - В принципе не должен повлиять. Поскольку соцжилье возводится на бюджетные средства, или город его обретает в виде долевого участия. В тоже время, если будет уменьшаться количество возведенного жилья в целом, уменьшится и количество социального жилья. - В столице квартиры подешевеют? - По логике вещей стоимость квартир должна подать по мере того, как уменьшается платежеспособный спрос. Но в нашей стране этого может и не произойти. Девелоперы некоторое время смогут удерживать стоимость первичного жилья на сегодняшнем уровне. А что будет дальше, зависит от длительности кризиса. - А сейчас, какая честная рыночная стоимость на столичную недвижимость? - Рынок есть рынок. Сначала устанавливается стоимость на жилье, а затем люди его покупают или нет. В то же время, если бы у девелоперов сейчас было безвыходное положение, я полагаю, что они бы не держали такие высокие цены в течение нескольких лет. Получается, что у них имеются покупатели. - А, по вашему мнению, на сегодняшний день развитие столицы идет одновременно во всех направлениях? - Если сравнить столицу с другими городами России, то Москва с одной стороны заняла лидирующие позиции. В столице работает достаточно много отличных профессионалов: строители, архитекторы, консультанты. И естественно появляются иногда хорошие здания. Но на одно хорошее здание приходится 3-4 здания среднего качества и десятки зданий низкого качества. Очень большими темпами сейчас возводятся офисы и торговые комплексы, а для них не хватает ни транспортной, ни инженерной, ни пешеходной инфраструктуры. Представьте себе на минуточку человека, у которого одновременно начнут расти руки и ноги, а все остальное в частности мозг останется прежних размеров. У нас так получается и со столичной инфраструктурой. Повышается нагрузка на инфраструктуру, а количество улиц не то что не растет, а оно даже сокращается. - Как же быть дальше, что делать? - Необходимо развивать мелкоразмерную уличную сеть для пешеходов и транспорта. Также нужно остановить выбивание малых улиц. Нужно сделать густую капиллярную сеть среди магистралей. Магистрали полностью ситуацию не улучшат. Например, в районе метро «Павелецкая» возвели большое количество новых офисов. Там теперь передвигается большое количество людей. У них другого выбора нет, малые улицы закрыты, тротуары не увеличились в размерах, а количество пешеходов возросло в разы. Люди начали ходить по детским площадкам, по дворам, т. е. там, где можно пройти. В результате нарушается чье-то личное пространство. Через все щели автомобили заползают во дворы. И это происходит не из-за того, что водители - невоспитанные люди, а потому что у них нет других вариантов. Какая бы большая магистраль не была, но все равно она заканчивается. Каждое препятствие на ней, например, входы-выходы, если их недостаточно, аварии, или они просто плохо организованы, приводят к заторам. Естественно магистрали необходимы, но только вместе со сформированной мелко квартальной уличной сетью. Превозмочь пробки можно только с помощью целесообразного сочетания плотной уличной сети и магистралей. Но в настоящее время эта сеть исключительно деградирует. Застраиваются улицы. Например, новый жилой и административный комплекс вдоль канала между Татарской улицей и Озерковой набережной. Совсем недавно там располагались маленькие улицы, были стоянки, ездили машины. А сейчас эта территория закрыта для всеобщего использования. Например, на западе в университетах есть предмет «городское планирование», а в нашей стране такого понятия нет как такового. В России этим занимаются только архитекторы, но они чаще всего рассматривают город как приложение к своим разработкам. Они думают, если здание получится хорошим, то и его окружение автоматически становится хорошим. - Когда же в нашей стране город будут рассматривать в целом, а не как численность отдельных строений? - Это произойдет тогда, когда поменяется менталитет, когда придут новые ценности. А до сих пор я не слышал от руководства страны, что кто-то жаловался на недостаток профессионалов в сфере градоустройства. - А кризис к этому способен подтолкнуть? - Все дело в том, что мы давно прибываем в кризисе, но только не замечаем этого или не хотим замечать. Наши города устроены таким образом, что интерес властей к публичным пространствам возникает в последнюю очередь. Например, возле метро «Новокузнецкая» благоустроили сквер. Там поставили серьезный памятник, а люди сидят, где найдут что-то подходящее для сидения, поскольку лавочек не хватает. Все очень дорого, кое-где, даже красиво, но рациональность полностью отсутствует. За деньги, потраченные на этот сквер, можно было бы построить три сквера. В Милане, я там был недавно, например, каждый пятачок города благоустроен со вкусом, без излишеств, скромно, но с необходимым количеством урн и скамеек. - Ну, у нас так же каждое свободное место пытаются заставлять работать? Взять хотя бы точечную застройку… - Нет, у нас не совсем так. Столичные власти представляют точечную застройку, как не просто отдельно возведенное здание, а как плохо построенное отдельное здание. В то время пока весь мир возводит свои здания по одному, поскольку комплексное строительство - это не всегда хороший результат. - Как вы думаете, как будет выглядеть наша столица лет через двадцать? - Сейчас все, что у нас происходит, имеет противоречивый характер. Москва гордится тем, что возводит по 5 млн. кв. м. жилья в год. В то же время сплошь и рядом пустует жилье, постоянно увеличивается типовая застройка, а количество публичного пространства уменьшается. Не так давно я был в центре столицы по делам, думал сейчас заеду во двор офиса, куда на встречу приехал. Но охранник меня не пустил, объяснил это тем, что стоянка предназначена только для сотрудников, но стоянка на тот момент пустовала. В былые времена можно было спрятаться в домах от внезапного дождя, а сейчас почти все дома обнесены заборами. Нельзя от дождя спрятаться, непогоду переждать, можно лишь быстро пройти мимо.