На низком старте в ожидании высоких цен
09.10.2017
В следующем году Россия впервые в истории примет чемпионат мира по футболу - подготовка к этому событию идет полным ходом. Генеральная репетиция - Кубок конфедераций - уже состоялась, и можно подвести промежуточные итоги. Владельцы некоторых гостиниц не удержались от соблазна завысить цены - некоторые эксперты уверены, что на ЧМ‑2018 ситуация повторится.
Матчи чемпионата мира по футболу пройдут в 11 городах России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Футболистов и фанатов будут принимать Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург, Саранск, Самара, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Волгоград. Страна - хозяйка мундиаля обязана не только достроить или реконструировать стадионы, но и с комфортом разместить участников, гостей и болельщиков соревнований.
FIFA выдвигает определенные требования к числу и качеству объектов - они зависят от того, какой этап пройдет в каждом из городов. С Москвы спрос строже всего: здесь состоится финальный матч. Столице предстоит обеспечить почти 30 тыс. номеров в гостиницах от двух до пяти звезд. От городов, в которых запланированы только групповые этапы, требуется по 7700 номеров.
По оценкам Top Hotel Experts, принимать гостей ЧМ‑2018 будут более 4 тыс. отелей. Согласно Федеральному перечню туристских объектов, аттестацию к чемпионату прошло 9864 объекта. Компания Match Accommodation 2018 (официальное агентство по размещению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России) опубликовала свой список рекомендованных для проживания отелей. На данный момент в него входит 274 гостиницы в 17 городах России.
Управляющий партнер Top Hotel Experts Наталия Розенблюм подчеркивает, что гостиницы, которые построены и работают, справились с приемом гостей Кубка конфедераций. «В целом отельный рынок готов к чемпионату мира, исключение - некоторые отдельные недостроенные отели, которые откроются к этому мероприятию, но пока не введены в эксплуатацию».
С тем, что большинство городов переживет наплыв гостей ЧМ‑2018, соглашается и директор направления консультационного бизнеса CBRE в России Майкл Джонстон, но добавляет ложку дегтя: «В Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Казани обеспеченность номерным фондом достаточная, в других городах перевес будет на стороне спроса. Это приведет к тому, что отельеры поднимут цены выше уровня, установленного правительством».
Цены на размещение в отелях регулируются специальным постановлением, выпущенным в 2016 году. В нем прописаны тарифы для разных городов и категорий объектов. Цена фиксируется за месяц до начала чемпионата - на период соревнований и на месяц после их окончания. В документе указан максимально допустимый тариф, но по своему усмотрению отельеры имеют право снижать стоимость номеров.
Самая низкая планка установлена для однозвездочных гостиниц Самары: предельная стоимость размещения в них составляет 2250 руб. в сутки. Самые дорогие номера вовсе не в Москве, а в Санкт-Петербурге: ночь в пятизвездочном отеле способна обойтись в 700 тыс. руб. В столице верхняя граница находится на отметке 650 тыс. руб. Это, конечно, тариф для наивысшей категории номеров и апартаментов. В подобных номерах будут размещаться VIP-делегаты соревнований.
Стандартные номера в пятизвездочных гостиницах Москвы будут стоить не дороже 50 тыс. руб. в сутки. Среди обычных болельщиков наиболее востребованы гостиницы категорий две, три или четыре звезды (по статистике Hospitality Income Consulting, около 60% болельщиков выбирают гостиницы уровня две звезды). За номер в таком объекте в Москве во время ЧМ‑2018 фанаты футбола отдадут не больше 7410 руб. за сутки.
Аналитики компании JLL полагают, что гостиницы, лидирующие в своих сегментах, будут продаваться по предельным ценам, что скажется на среднем тарифе всего 2018 года. Такого же мнения придерживается и Майкл Джонстон. А вот генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова предсказывает: тарифы будут на 15-20% ниже, чем те, что установлены как наибольшие.
Некоторые гостиницы на время Кубка конфедераций повысили цены на размещение. «Это касалось отелей две, три, четыре звезды, где назначенные тарифы были гораздо ниже рыночных, - комментирует Майкл Джонстон. - Некоторые гостиницы предлагали гостям полупансион или опцию «все включено», что позволяло легко поднять цену на еду и напитки, не выходя за установленные рамки, и увеличить прибыль».
Эксперт указывает на то, что тарифы, утвержденные правительством для отелей категории пять звезд, были высокими, а вот для трех- и четырехзвездочных гостиниц - слишком низкими. Например, по его мнению, не совсем справедливо обошлись с Сочи, где в течение Кубка конфедераций максимальный тариф для стандартного номера в гостинице четыре звезды равнялся 9200 руб., а для отеля три звезды - 4350 руб. «Гостиничных операторов будут вынуждать держать цены ниже рыночных. В итоге отельеры сознательно пойдут на штрафы, чтобы гарантировать себе наибольшую прибыль», - резюмирует Майкл Джонстон.
Проведение мероприятий такого масштаба, как чемпионат мира, не всегда приводит к росту загрузки и операционных показателей отелей. Опыт Кубка конфедераций показал, что отели рискуют недосчитаться гостей. «Часть номерного фонда на время проведения игр была зарезервирована под размещение команд, организаторов, сопровождающих. Многие туристы предпочли перенести даты поездки, чтобы не столкнуться с отсутствием номеров или завышенными тарифами», - поясняет партнер компании Cushman & Wakefield Марина Усенко.
По словам Елены Лысенковой, только Санкт-Петербург достиг ожидаемых показателей продаж - связано это не столько с футболом, сколько с пиком туристического сезона в белые ночи и проходившим в это время Петербургским международным экономическим форумом. В среднем в городах, принимавших Кубок конфедераций (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань), отельеры зафиксировали недозагрузку отелей на 15-24% по сравнению с предполагаемой заполняемостью - таковы данные Blackwood Real Estate и Top Hotel Experts.
Расчеты не оправдались по нескольким причинам. Во-первых, отмеченное выше сокращение числа приезжих, которые не захотели пересекаться с гостями крупного соревнования. Во-вторых, большая часть зрителей - местные жители. В-третьих, конкуренцию гостиницам составили хостелы и частные арендодатели. По оценкам Наталии Розенблюм, около 45-50% болельщиков и гостей спортивных мероприятий выбрали эконом-размещение в хостелах и арендованные квартиры.
«Рядовые фанаты традиционно чувствительны к стоимости поездок, поэтому не стесняются ночевать в очень бюджетных средствах размещения (кемпингах и хостелах) или снимать частные квартиры вскладчину. Нередки даже варианты с фрахтом чартерных рейсов для доставки болельщиков на игру и обратно в тот же день», - рассказывает Мария Усенко.
Несмотря на то что надежды отельеров не совпали с полученным результатом, в грядущий год они, как и эксперты, смотрят с оптимизмом. Чемпионат мира - более популярное и раскрученное событие, чем Кубок конфедераций, так что болельщиков приедет намного больше. Во многих городах, где спрос превысит предложение, гостиницы неплохо заработают на празднике футбола.
Автор: Екатерина Сахарова
Фото: Shutterstock.com
Дайджест Недвижимости
Октябрь 2017 № 8 (125)