На вкус и цвет указа нет

22.03.2018

Большинство городов мира имеют свой цвет: южные приморские города – ​бело-голубые: это и пена волн, и клетчатые скатерти в прибрежных ресторанчиках, и цвет платьев. Европейские столицы другие: Лондон – ​серо-голубой с вкраплениями красного, Амстердам – ​оранжевый, Прага – ​коричневая, цвета темного пива и старого кирпича, Париж и Вена – ​интеллигентно-бежевые, как квартира под сдачу с классическим интерьером.

Розовый город (Джайпур) и Голубой город (Джодхпур) в индийском штате Раджастхан называются так по основному цвету домов и дворцов. Да и всемирно известный марокканский Шефшауэн (Шавен) - ​одно из самых фотогеничных мест мира: большинство зданий и лестниц в нем выкрашены в разные оттенки синего.

С российскими городами все сложнее, даже в столицах доминирующий цвет сегодня определить трудно. Два века назад Петербург благодаря городскому регламенту был желтым - ​именно таким город предстает в произведениях Достоевского. Причина банальна: охра в XIX веке - ​самый бюджетный колер, к тому же это очень стойкий, долго выцветающий пигмент. В Петербурге, а затем и по всей России в желтый красили стены казенных учреждений - ​на долгие годы николаевское казарменное единообразие превратится в повод для сатиры.

В Москве еще интереснее: как рассказывается в книге Игоря Киселева «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора», «в 1816 году император Александр I, посетив Москву, был удивлен и даже рассержен общим состоянием колористической картины города, причем речь шла не о чем ином, как о грубых красках. Петербург, судя по всему, не так раздражал императора, и негативная реакция его была вызвана контрастом увиденного в Москве с привычными впечатлениями о северной столице. Государь император рекомендовал более нежные тона для окраски домов и заборов: «дикой (серый. - ​И. К.), бланжевые (телесный. - ​И. К.), палевый и с прозеленью, а каменные могут быть и выбелены».
Из Петербурга были высланы образцы фасадных колеров, палитра несколько обогатилась: белый, палевый, бледно-желтый, желто-серый, дикой, бледно-розовый и, кроме того, сильно разбеленная «сибирка» (зеленая). Воспрещались тона красные, вишневые, насыщенные зеленые, темно-серые, голубые и другие, которые, по мнению начальства, были «грубыми».
Но постепенно ситуация меняется: «в середине XIX века, в период неорококо, цвета становятся яркими, чистыми, а взаимные колористические контрасты еще более усиливают их».
Революционный XX век привнес новаторство и в цветовой городской облик. Правда, только на уровне идеи. Рационалисты из АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) в 1924 году предложили перекрасить весь город. За единицу цветовой структуры принималась улица, а не здание.

«В первом и единственном выпуске «Известий АСНОВА» за 1926 год цветовое единство фасадов социалистического строительства противопоставлялось «анархокапиталистическому» разнобою», - ​пишет краевед Павел Кузнецов со ссылкой на статью Андрея Ефимова «Формирование цветовой среды города» (журнал «Архитектура СССР», № 9 за 1978 год, стр. 7-9).
Следующая попытка была сделана в 1929 году. Художник Лев Антокольский от имени треста «Малярстрой» внес на рассмот­рение Моссовета «Проект плановой окраски Москвы», написав: «Каждая площадь должна согласовываться как единый архитектурный ансамбль, имеющий определенный цвет». Разумеется, преобразование облика столицы подчинялось градостроительному плану.

«При окраске следовало учитывать особенности цветовосприятия городской среды человеком: как влияет цвет на организм человека, удобство движения и ориентирования в городе - ​идея крайне важная для архитекторов-рационалистов», - ​пишет Павел Кузнецов. Предполагалось применять стойкие красители, а финансирование работ вести за счет «налога на наружную окраску» с одновременным запретом на самочинную перекраску фасадов домоуправлениями зданий.

Рассматривалось три варианта окраски: по районам, по поясам-кольцам и по главным транспортным магистралям. В пределах одного цвета допускалось бесчисленное количество оттенков в зависимости от особенностей каждого здания. «Целые десятки улиц в Москве представляют собой бессистемный разнобой архитектурных форм, и только посредством плановой окраски можно придать им живописный характер», - ​считал Лев Антокольский.

Специальная комиссия, в которую во­шли и представители АСНОВА, должна была внедрять идеи в жизнь. Ей поручили сделать экспериментальный проект для отдельного участка Москвы - ​им стало цветовое решение Мясницкой улицы. Но потом все сошло на нет.

С каким цветом будут ассоциироваться две столицы нашего времени? Единый тон сегодняшней Москвы определить непросто, но и «пестренькой» назвать ее нельзя. «Цвет города, как бы парадоксально это ни звучало, остается условно-постоянным, - ​говорит коммерческий директор Sezar Group Ольга Барабанова. - ​В последние десятилетия появляется больше ярких пятен, стекла и глянца в архитектуре зданий - ​дань моде. Но архитектурный код города, сформированный столетиями, не меняется. Приверженность спокойной естественной гамме объясняется традициями, климатом средней полосы, национальными особенностями и т. п. Нам привычны пастельная гамма, правила «темный низ - ​светлый верх» и «не более трех цветов». Фасад здания - ​как костюм человека: если он добротный и качественный, ему не нужен кричащий цвет, он предпочитает занимать свое место в достойном окружении».

Правила хорошего тона в Москве регламентируются, и довольно строго (как всегда, строгость наших законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения). Цвета столичных фасадов определяются постановлением правительства города «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений в Москве».

Колористический паспорт, который оформляется в Москомархитектуре, содержит сведения о строении, схему его расположения, фотографию здания и окружающей застройки и цвет фасада. Причем в документе указывается не больше трех вариантов, выбранных из «Московской цветовой палитры».

Советник президента по внешним коммуникациям «Галс-Девелопмент» Ирина Бурдельная уточняет, что в каталог включены цвета, полученные после реконструкции и реставрации зданий, которые наиболее точно отражают историческую палитру стилей Москвы и определяют практику цветового проектирования в городе.

В Петербурге свои документы и свое видение. Так, заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург» Александр Свинолобов затрудняется «окрасить» Петербург в какой-либо единый цвет - ​все зависит от конкретного района. По его наблюдениям, на Крестовском острове доминируют белый и светло-синие цвета, в проектах зоны серого пояса рядом с историческим центром больше красного и серого. В спальных районах (допустим, в Приморском) преобладают теплый желтый и оттенки бежевого. Акцент делается на неагрессивных тонах, вписанных в ландшафт.

«Надо учитывать психологический комфорт жителей, поэтому выбор цвета фасадов зависит в том числе от этажности здания. На первых этажах происходит близкий визуальный контакт человека с домом - ​важны наиболее приятные глазу материалы и спокойные цвета. Прозрачные стекла и светлые тона для расширения пространства используются в середине здания, а ближе к кровле - ​совсем светлые, невесомые тона или медный цвет черепичной крыши», - ​отмечает эксперт.

Играет свою роль и уровень жилья: чем выше класс дома, тем меньше шансов увидеть разноцветные фасады. Причин несколько: дорогое жилье строится в основном в старых, давно сложившихся частях города и обязано вписываться в окружение, да и состоятельные покупатели предпочитают сдержанность и неброскость.

«Что касается строительства в границах старой части Петербурга, буйства красок и разнообразия форм ожидать не приходится, - ​комментирует цветовое однообразие руководитель отдела продаж Lemminkainen, генерального подрядчика апарт-комплекса VALO Марина Сторожева. - ​Новые объекты в центре, на Крестовском и Петровском островах по цветовым решениям будут аналогичны существующей застройке - ​это требование законодательства города. Только приглушенные тона: бежевый, желтый, голубой и серый. Пожалуй, для современных девелоперов в исторической части даже ярко-красный цвет здания Двенадцати коллегий - ​уже за пределами дозволенного».

По мнению Ирины Бурдельной, в московских элитных комплексах все чаще встречаются красные, коричневые и черные оттенки, продиктованные модой на лофты. Именно такой внешний облик был выбран для жилого квартала «Литератор» в Хамовниках, композиционный центр которого - ​здание солодовни из красного кирпича.

Для жилых корпусов квартала Wine House отдано преимущество контрастному сочетанию: светлый фон с черными вставками, которые добавляют комплексу графичности. А покупатели «массового элитного» жилья - ​высокого бизнес-класса предпочитают вневременную классику с фасадами спокойных, выдержанных тонов, присущих мрамору, граниту, бронзе.

«Каждый архитектурный образ - ​соединение пространства, объема и цвета в определенной среде. Цвет превращается в материал, который связывает форму и окружение, - ​уверяет архитектор A-Architects (входит в холдинг AAG) Иван Макогон. - ​На протяжении последних десятилетий архитекторы, увлекшись технологиями и натуральными материалами, показали себя убежденными хромофобами: дерево и бетон, стекло и металл, камень и кирпич. Избыточная декоративность неестественна».

Архитектор подчеркивает, что цвет способен собрать воедино разнородные здания. В качестве примера Иван Макогон приводит проект голландских художников Haas & Hahn, которые расписали в радужные цвета фавелы на окраинах Рио. Акция получила живейший отклик среди жителей. Общаясь с ними и тщательно фиксируя их пожелания, художники собрали целое исследование, которое «почти научно доказало, что чем беднее район, тем в более сильной «инъекции цветом» он нуждается».

На базе исследований или по наитию, но девелоперы проектов стандартного жилья стараются привлекать покупателей как раз разноцветностью. И чем оторваннее от исторического центра район, тем ярче проекты и в Москве, и в Петербурге. Цветные фасады - ​маркетинговая фишка, полагает Марина Сторожева. Но пока рано говорить о том, что это тренд: «Компании все еще придерживаются консервативных взглядов: в спальных районах легко встретить приглушенно-серые фасады, которые сливаются с петербургским небом».

Марина Сторожева упоминает, что в проекте VALO принимается во внимание опыт северных соседей: «В Скандинавии популярны светлые фасады с яркими цветовыми вставками. С одной стороны, это продиктовано рациональным минимализмом, с другой - ​создает позитивное настроение, которое так необходимо в городах, где солнечные дни наперечет».

Есть еще один оригинальный путь изменить цвет в зависимости от ситуации - ​освещение. Эта технология применена в проекте ONLY. «Это будет первый жилой объект Москвы, в котором реализована сценарная концепция освещения, учитывающая биологические ритмы человека», - ​рассказывает коммерческий директор квартала апартаментов ONLY компании Central Properties Евгений Большаков.

Основная задача сценарного освещения - ​обеспечить комфортную среду, которая положительно влияет на эмоции и самочувствие его жителей. Для этого разработана компьютерная программа, которая предусматривает около 20 световых сценариев, наиболее оптимальных для конкретного времени суток и сезона. Например, зимним утром холодный белый свет имитирует ранние сумерки, позволяя отправиться на работу в активном состоянии, а вечером теплый свет напоминает ощущение закатного света и домашнего уюта, способствуя отдыху и восстановлению сил.

 

Автор: Оксана Самборская, Фото: Shutterstock.com
Дайджест Недвижимости