Цены на жилье растут значительно быстрее, чем на стройматериалы

14.10.2022

Об этом говорили на встрече руководителей строительных и производственных компаний, организованной в Москве Центром продвижения производителей TrendProm.

В частности, по слова исполнительного директора консалтинговой компании СМPRO Евгения Высоцкого, средняя цена жилья в России на первичном рынке с 2012 по 2019 год росла постепенно, но в период с 2020 по I полугодие 2022 года подскочила на 50%. В то же время цены на строительно-монтажные работы и стройматериалы выросли за полтора года только на 24%. Таким образом, доля затрат на строительство в стоимости квадратного метра на первичном рынке жилья в I полугодии 2022 года впервые оказалась ниже 50%. По сравнению с 2020 годом она сократилась на 10 п.п., с 59% до 49%. Остальное — прибыль девелопера и прочие расходы.

Напомним, ранее министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин на заседании Общественного совета при Минстрое России подтвердил ключевой вывод аналитиков рынка: «Стоимость стройматериалов не настолько возросла, насколько наши ведущие девелоперы подняли стоимость метра».

«За 2021 год чистая прибыль компании ПИК — 104 млрд рублей, а у всей цементной промышленности РФ (полсотни заводов) за 10 месяцев 2021 года прибыль до налогообложения составила 21 млрд рублей. Вот и слушайте “плач Ярославны” о том, что девелоперы работают с нулевой прибыльностью», — резюмировал Евгений Высоцкий. По его мнению, правительство РФ предпринимает большие усилия для обеспечения стабильного спроса на жилье, но и российским застройщикам нужно снижать цены, потому что платежеспособность населения падает и количество россиян, имеющих возможность приобрести недвижимость, все меньше и меньше.

В свою очередь, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Московской Ассоциации Предпринимателей, председатель совета федерального строительного объединения «Наш Дом» Антон Скирда, в условиях падения покупательского спроса на жилье посоветовал девелоперам, специализирующимся на возведении жилого фонда, пересмотреть свои стратегии и обратить особое внимание на рынок госзаказа. Однако и конкуренция в данной нише, по его словам, высокая.

Как считает сооснователь TrendProm и коммуникационного агентства TrendFox Ольга Павликова, чтобы повысить свои шансы стройкомпаниям сейчас надо срочно перейти от продуктового PR к экспертному, продемонстрировать узнаваемый бренд, надежность, наличие подрядчиков, объем и масштабы проектов, владение новыми технологиями. «GR-повестка становится очень актуальной, - уточняет она. - При этом фокус внимания переходит к отраслевым СМИ, а не Forbes, как было раньше. Также растет интерес к профильным Telegram-каналам, в которые все чаще интегрируются строительный бизнес».

«В выигрыше окажутся те компании, руководство которых грамотно выстроило свой личный бренд., - добавляет PR-директор миллиардера Игоря Рыбакова («Технониколь»), основатель коммуникационного агентства Smart PR Глеб Климентьев. - Сегодня в мире эпоха брендов живых людей, а не компаний. Посмотрите, насколько охотнее потребители приобретают услуги и товары, в которых присутствуют близкие им по духу ценности основателя. Я уверен, данная тенденция только будет набирать обороты и в России. Более того, построив сильный личный бренд в одной сфере, можно легко «захватывать» и другие рынки».