"Евразия логистик" формирует фонды с участием азиаских и европейских инвесторов

08.10.2008

Отказ российских банков кредитовать девелоперские проекты заставил "Евразию логистик" Мухтара Аблязова искать альтернативные источники финансирования. С участием институциональных инвесторов из Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока девелопер рассчитывает сформировать семейство инвестфондов на сумму около $2,5 млрд. для покупки уже построенных компанией объектов. Средства от сделок будут направляться на реализацию новых проектов "Евразии". Продать паи на мировом рынке малоизвестной компании будет сложно, предупреждают эксперты, пишет газета КОММЕРСАНТЪ. В сентябре в структуре "Евразии логистик" была создана новая компания "Евразия Капитал", рассказал председатель совета директоров "Евразии логистик" Артур Трофимов. ""Евразия Капитал" будет управлять семейством фондов, которые, в частности, будут приобретать готовые и заполненные арендаторами объекты "Евразии логистик"",- уточнил Трофимов. Полученные от сделок средства будут направляться на реализацию новых проектов. По словам Трофимова, в первый фонд уже переданы действующие логистические комплексы в подмосковном Домодедове (536 тыс. кв. м) и в Пышме под Екатеринбургом (188 тыс. кв. м). Артур Трофимов рассчитывает, что объем складского фонда превысит $1 млрд. "В этом фонде миноритарная доля будет принадлежать самой "Евразии логистик". Предположительно, речь идет о 15-25". В будущем "Евразия Капитал" планирует работать и с активами других девелоперских компаний Мухтара Аблязова. "Для этого будут созданы фонды под офисную и торговую недвижимость, а также гостиничную, девелопментом которой компания собирается заняться в долгосрочной перспективе",- рассказал Трофимов. По его оценкам, размер каждого из этих фондов составит $300-500 млн. "Инвесторами станут страховые и пенсионные фонды, преимущественно из Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока",- говорит Александр Кочергин, управляющий партнер и генеральный директор "Евразии Капитал". Совладельцу казахстанского банка "Тураналем" Мухтару Аблязову подконтрольны ИПГ "Евразия", "Евразия логистик" (сеть складов площадью 9,3 млн кв. м) и "Евразия Сити" (строит город-спутник в Подмосковье - 9,1 млн кв. м). Общая площадь всех проектов, реализуемых тремя компаниями,- 19 млн кв. м. Искать альтернативные источники финансирования "Евразию логистик" заставил повальный отказ банков кредитовать новые проекты, уверены игроки рынка. "Ставки по кредитам для застройщиков резко возросли (в среднем с 10-14% до 20-25%), но даже по верхней границе этого диапазона ссуды привлечь нелегко: банки предпочитают рефинансировать уже открытые линии, а не финансировать новое строительство",? говорится в исследовании UniCredit Aton. Из российских девелоперов "Евразия логистик" станет первой компанией, создающей инвестфонд с привлечением западных инвесторов, отмечают аналитики. Как правило, компании привлекают деньги российских инвесторов по средствам формирования закрытых паевых фондов недвижимости (ЗПИФН): например, для строительства элитных поселков "Монтевиль" и "Миллениум" корпорация создала ЗПИФ "Вилладжио Инвест - элитная недвижимость" (сейчас его объем составляет 27 млрд. руб.). В отличие от российских игроков западные девелоперы уже давно и активно используют финансовые возможности институциональных инвесторов. Так, для работы на развивающихся рынках, в частности России, американский девелопер Hines в июле 2006 года сформировал инвестиционный фонд HIREF стоимостью $343 млн. Продать паи малоизвестной УК будет сложно, так как на фондовом рынке важен бренд, предупреждает управляющий директор группы УК "Уралсиб" Салават Халилов. С ним соглашается управляющий директор IMG Максим Кунин: "Использование этого механизма на мировом рынке под силу только таким известным компаниям, как Hines". По его словам, в сложившейся на рынке ситуации найти инвестора очень трудно, и "без разницы, как пытаться продать проект - напрямую или через фонды".