Рынок недвижимости замерзает

14.11.2008

По словам специалистов, рынок недвижимости сможет пережить кризис. Строительство новых сооружений, скорее всего, временно приостановят. Но кардинальных перемен не будет, утверждают эксперты. Возможен только рост цен к окончанию экономического кризиса. В середине осени в газетах печатали свои прогнозы о вероятных переменах, которые обязательно повлияют и на зону, охватывающую рынок недвижимости. На всех пресcконференциях и собраниях перед экспертами стояла задача о развитии и путях решения проблем в сегменте торговой недвижимости в условиях финансового кризиса. Большинство из экспертов предполагали снижение спроса потребителей. Исходя из таких заявлений, к концу осени 2008 будет предложение, а вот спроса на него, увы, нет. Способность платить деньги за предлагаемые товары снизиться примерно на 50 %. В частности, это касается жителей России. Сегодня можно смело заявить, что прогнозы оправдались приблизительно наполовину. Спрос действительно уменьшился, но не до прогнозируемых цифр. Строительную отрасль и рынок недвижимости убытки не обошли стороной. В первую очередь рынок пострадал из-за повышения ставок по кредитам, т.к. большая часть недвижимости приобретается на заемные средства. Во-вторых - отток инвесторских капиталов. Большинство девелоперов торговой недвижимости заявили об отказе от своих планов на ближайшие пару лет. Проекты строительства новых жилых комплексов планировали заново, а уже начатые строительства приостановлены. Такие проблемы в данном направлении не единственные. Они являются прямым отголоском общих проблем, с которыми столкнулись строительные компании в октябре 2008 года. Но вытекающие из кризиса и пути их решения с вариантами рынка недвижимости могут иметь другой вид. Известные супермаркеты Рамстор, строительством которых занимались турецкие застройщики Enka, выставлены на продажу. Восемнадцать из них оцениваются в 100 тысяч долларов. Остальные помещения Рамстора закроют после окончания договора аренды. Расширение известной сети Копейка тоже заморожено до лучших времен. Выходит, все рекламные акции по поводу покупки двухстах пятидесяти магазинов были напрасны. Хотя представители сети Копейки отговариваются и заявляют, что магазины все же будут открыты в ближайшее время. Компания Midland Development прекратила строительство проекта 11 торговых центров для автомобилистов под названием Strip Mall. Хотя такой проект и не является новшеством для нас, но он бы был очень популярен. Этот проект представляет собой вытянутый вдоль шоссе торговый комплекс, в котором предусмотрены всевозможные сферы услуг и торговли. Незначительные изменения должны произойти и в стоимости оплаты арендных помещений. Эксперты уверены, что цена на аренду, в отличие от цен на покупку недвижимости, немного снизится. Это должно привлечь больше клиентов – съемщиков помещений. Но такие предположения специалисты торговой сети ПРОСО опровергают. Свои опровержения они объясняют так: еще несколько месяцев назад ставки действительно снизились, но говорить о дальнейшем падении ставок не правильно, т.к. ситуация во всех сферах рынка нестабильна. Руководители ТЦ ПСО предполагают программу лояльности для арендаторов для привлечения хорошо продаваемых брендов. Но главным планом действий специалистов сегодня должен стать антикризисный, они должны подобрать способ продвижения своих товаров на рынке. Те торговые центры, которые были открыты в ближайшем прошлом, не успели сориентироваться и разработать стратегию для съемщиков у них квадратных метров. Высокие цены в на аренду помещений в этих торговых центрах без хорошей рекламы на новом месте и удобной планировки в самом ТЦ послужили причиной того, что арендаторы не оправдали надежд на высокую окупаемость строительства центров и стали прямым действием для отказа от места торговли в новых ТЦ. Чтобы продавец смог нормально пережить экономический кризис, ему потребуется привлекать покупатели, который не очень-то активен в настоящее время. Поэтому арендаторы предусмотрели различные программы лояльности, чтобы удержаться на плаву и платить аренду за площадь в торговом центре. Но не только программа скидок поспособствует улучшению торговли и прибыли. Очень важно место расположения ТЦ и стоимость квадратного метра на его территории. В свою очередь руководителям ТЦ необходимо привлечь разумных арендаторов. «В условиях экономического кризиса на плаву удержаться смогут только те торговые предприятия, которые не скоростью, а разумными действиями будут руководствоваться, – говорят специалисты в сфере экономики. - А о снижении спроса пока еще рано говорить, покупатель на рынке есть». Специалисты торговой сети ПРОСО во главе с директором А.Артамоновым комментирует состояние на сегодняшний день так: «Пока финансовый кризис не отразился на покупательской активности наших потребителей. А в самом начале кризиса (начало октября) мы отметили небольшой подъем покупательской активности в нескольких магазинах. С уверенностью могу сказать, что на сегодняшний день снижения темпов роста продаж в магазинах ПРОСО не наблюдается».