Упавший спрос на квартиры не способен обеспечить те объёмы жилья, которые появились на рынке

01.12.2008

В недвижимости на сегодняшний момент установились независимо от сегмента одни и те же тенденции - снижение спроса, снижение цены, сокращение объёмов ввода. Все уже давно привыкли к ситуации превалирования спроса над предложением, как в жилой, так и в коммерческой недвижимости. Упавший спрос на квартиры не способен обеспечить те объёмы жилья, которые появились на рынке, при этом только прирост предложения по новостройкам составил около 20% по сравнению с летом, что толкает девелоперов и застройщиков идти на уступки. Дисконт уже сегодня составляет примерно 20%. В дальнейшем, при сохранении такой ситуации, скидки могут возрасти до 25-30%. Рынок в одночасье превратился из рынка-продавца в рынок-покупателя. И, чтобы не потерять клиента, каждый стремится либо сделать скидку, либо создать такие условия и предложения, на которые согласится потребитель. Аналогичная ситуация сложилась в коммерческой недвижимости, и если ещё в 2007 году разница между количеством введённых площадей и поглощением составляла, только в офисном сегменте, около 240 тыс. кв.м., то сегодня ситуация обратная. Уровень свободных площадей уже поднялся до 8-10 %. В торговом и складском сегменте уже сегодня трудно реализовать масштабные проекты. Компании - арендаторы приостановили программы по расширению бизнеса. Сложившаяся ситуация заставила многих девелоперов значительно сократить предложение. До конца года будет введена в эксплуатацию только треть от заявленного объёма площадей. Каждую неделю компании официально сообщают о "заморозке" своих проектов, особенно долгосрочных. При этом срок сдачи объектов на завершающей стадии строительства часто переносится. Особенно сильно отсутствие спроса отразится на региональных объектах. Наиболее вероятно, что потребителей найдут только те, кто находится в особенно удачной локации. Тем же, кто расположился на окраине, потребуется приложить немало усилий, чтобы привлечь клиентов. Нехватка площадей, скорее всего, наступит уже в 2009 году. Потребители, которых не так сильно затронет кризис, не будут долго отказываться от своих планов по расширению бизнеса, и непременно воспользуются удачной конъюнктурой падающего рынка. Тем самым, уже к весне следующего года можно снова ожидать повышения спроса на рынке недвижимости. Вопрос: будет ли рынок сбалансирован? Сравняются ли спрос и предложение, и насколько упадут сегодня цены? Прогнозы, на мой взгляд, делать сейчас довольно трудно, так как, прежде всего, следует учитывать психологию потребителя, пытающегося нащупать дно. В зависимости от того, насколько застройщики снизят цену, и как поведут себя при этом покупатели и арендаторы, рынок либо к середине 2009 года постепенно стабилизируется, либо кризис закончится только в 2010 году. Одно можно сказать сегодня точно: рынок, который знали игроки до сегодняшнего дня, уходит в прошлое, и в данной ситуации требуется искать новые подходы и схемы, чтобы адаптироваться к рынку и сохранить свои позиции.