Возврат к двузначному приросту продаж: столичные проекты и премиум-сегмент выступили драйверами роста по итогам 3 квартала 2025
21.10.2025
Федеральная финансово-строительная группа «Эталон» объявляет неаудированные операционные результаты за три и девять месяцев, завершившихся 30 сентября 2025 года, на основе управленческой отчетности.
Основные операционные показатели за 3 квартал 2025 года:
- Продажи недвижимости увеличились до 175,2 тыс. кв. м (+11% г/г) и 46,9 млрд рублей (+27% г/г), денежные поступления составили 20,1 млрд рублей
- Возврат к двузначному приросту операционных показателей связан с расширением продаж в сегменте бизнес и премиум с 58,5 тыс. кв. м до 95,4 тыс. кв. м (+63% г/г)
- Премиальный сегмент демонстрирует опережающий рост: +82% г/г в натуральном выражении и +91% в денежном выражении, среднемесячный прирост продаж в премиуме в период с июля по сентябрь 2025 составил 45% в натуральном выражении и 67% в денежном выражении
- Средняя цена за квадратный метр выросла на 12% по сравнению со 2 кварталом 2025 года, до 267 тыс. рублей, на фоне увеличившейся в продажах доли московских проектов (с 31% до 54% кв./кв.), а также бизнес- и премиум-сегмента в продажах (с 33% до 54% кв./кв.)
- Средняя цена квадратного метра квартир увеличилась до 368 тыс. руб., на 29% по сравнению с аналогичным показателем 2 квартала 2025 года, средняя цена квартир премиального класса в продажах выросла на 18% квартал к кварталу до 790 тыс. руб. за кв. м
- Доля ипотечных продаж составила 30%
- Ввод в эксплуатацию в 4,2 раза превысил аналогичный показатель 3 квартала 2024 года и составил 149,8 тыс. кв. м
Ежеквартальные операционные результаты:
|
|
3 кв. 2024 |
4 кв. 2024 |
1 кв. 2025 |
2 кв. 2025 |
3 кв. 2025 |
Изменение г/г |
|
Новые продажи, кв. м |
157 361 |
157 442 |
192 077 |
103 678 |
175 226 |
11% |
|
Москва и Московская обл. |
55 445 |
45 618 |
89 392 |
32 467 |
94 067 |
70% |
|
Санкт-Петербург |
54 978 |
74 632 |
63 817 |
38 401 |
49 838 |
(9%) |
|
Регионы |
46 938 |
37 192 |
38 868 |
32 810 |
31 320 |
(33%) |
|
Новые продажи, млн руб. |
36 948 |
30 701 |
37 377 |
24 824 |
46 855 |
27% |
|
Москва и Московская обл. |
17 475 |
13 174 |
19 152 |
11 600 |
30 048 |
72% |
|
Санкт-Петербург |
12 045 |
11 530 |
11 918 |
8 086 |
11 528 |
(4%) |
|
Регионы |
7 428 |
5 998 |
6 308 |
5 138 |
5 279 |
(29%) |
|
Денежные поступления, млн руб. |
24 560 |
22 226 |
18 096 |
21 530 |
20 125 |
(18%) |
|
Москва и Московская обл. |
10 531 |
9 025 |
5 862 |
9 181 |
8 931 |
(15%) |
|
Санкт-Петербург |
7 848 |
8 637 |
8 573 |
7 954 |
6 612 |
(16%) |
|
Регионы |
6 181 |
4 564 |
3 662 |
4 395 |
4 582 |
(26%) |
|
Средняя цена, руб./кв. м |
234 799 |
195 000 |
194 595 |
239 432 |
267 395 |
14% |
|
Средняя цена (жилье[1]), руб./кв. м |
292 749 |
283 424 |
308 702 |
285 742 |
367 689 |
26% |
|
Доля ипотеки (всего) |
29% |
19% |
14% |
32% |
22% |
(7 п.п.) |
|
Доля ипотеки (жилье) |
47% |
35% |
26% |
44% |
30% |
(16 п.п.) |
|
Ввод в эксплуатацию, кв. м |
35 495 |
74 818 |
73 153 |
90 700 |
149 778 |
322% |
Продажи в 3 квартале 2025 в разрезе сегментов:
|
|
3 кв. 2024 |
3 кв. 2025 |
Изменение г/г |
|
Новые продажи, кв. м |
157 361 |
175 226 |
11% |
|
Премиум |
2 299 |
4 194 |
82% |
|
Бизнес |
56 222 |
91 251 |
62% |
|
Комфорт |
98 080 |
79 780 |
(19%) |
|
Новые продажи, млн руб. |
36 948 |
46 855 |
27% |
|
Премиум |
1 658 |
3 163 |
91% |
|
Бизнес |
20 432 |
30 184 |
48% |
|
Комфорт |
14 638 |
13 507 |
(8%) |
Динамика продаж в 3 квартале 2025 в премиальном сегменте:
|
|
Июль 2025 |
Август 2025 |
Сент. 2025 |
Среднемес. динамика, % |
|
Новые продажи, кв. м |
902 |
1 393 |
1 899 |
45% |
|
Новые продажи, млн руб. |
527 |
1 163 |
1 473 |
67% |
|
|
|
|
|
|
Основные операционные показатели за 9 месяцев 2025 года:
- Продажи в натуральном выражении составили 471 тыс. кв. м, стоимость заключенных контрактов - 109,1 млрд руб.
- Продажи в премиальном сегменте увеличились на 68% в натуральном выражении и на 73% в денежном выражении на фоне продолжающегося развития премиального бренда Группы
- Проекты в Москве и Санкт-Петербурге составили 78% продаж в натуральном выражении и 85% продаж в денежном выражении, региональные проекты - 22% и 15% соответственно
- Средняя цена квадратного метра выросла на 9% до 232 тыс. рублей, средняя цена квадратного метра жилой недвижимости выросла на 21% до 323 тыс. рублей
- Компания ввела в эксплуатацию 313,6 тыс. кв. м недвижимости, что в 3,6 раза больше аналогичного показателя за 9 месяцев прошлого года
Операционные результаты за 9 месяцев 2025 года:
|
|
9М 2023 |
9М 2024 |
9М 2025 |
Изменение г/г |
|
Новые продажи, кв. м |
340 617 |
542 517 |
470 981 |
(13%) |
|
Москва и Московская область |
131 422 |
202 896 |
215 926 |
6% |
|
Санкт-Петербург |
93 565 |
176 217 |
152 057 |
(14%) |
|
Регионы |
115 631 |
163 404 |
102 999 |
(37%) |
|
Новые продажи, млн руб. |
65 172 |
115 540 |
109 056 |
(6%) |
|
Москва и Московская область |
35 657 |
61 562 |
60 800 |
(1%) |
|
Санкт-Петербург |
15 979 |
29 299 |
31 532 |
8% |
|
Регионы |
13 536 |
24 679 |
16 724 |
(32%) |
|
Денежные поступления, млн руб. |
52 894 |
73 349 |
59 751 |
(19%) |
|
Москва и Московская область |
26 886 |
33 465 |
23 973 |
(28%) |
|
Санкт-Петербург |
14 118 |
21 892 |
23 138 |
6% |
|
Регионы |
11 890 |
17 992 |
12 639 |
(30%) |
|
Средняя цена, руб./кв. м |
191 334 |
212 970 |
231 550 |
9% |
|
Москва и Московская область |
271 320 |
303 416 |
281 577 |
(7%) |
|
Санкт-Петербург |
170 776 |
166 268 |
207 368 |
25% |
|
Регионы |
117 059 |
151 029 |
162 374 |
8% |
|
Средняя цена (жилье1), руб./кв. м |
227 800 |
267 038 |
322 663 |
21% |
|
Москва и Московская область |
339 764 |
349 743 |
483 253 |
38% |
|
Санкт-Петербург |
247 390 |
219 970 |
304 163 |
38% |
|
Регионы |
120 657 |
149 232 |
169 610 |
14% |
|
Ввод в эксплуатацию, кв. м |
238 975 |
86 414 |
313 631 |
263% |
Ключевые события с января 2025 года:
- Январь-февраль - старт продаж в новом проекте SokolInn Park в Москве и «Клюква.Парк» в Шушарах, ближайшем пригороде Санкт-Петербурга. Проект «Клюква.Парк» в 3 квартале 2025 принес 11% от всех продаж региона и 3% от консолидированных продаж. В июне запущен еще один проект Группы в пригороде Санкт-Петербурга, Мурино, - ЖК «Ягодное.Река.Парк».
- Апрель - запуск нового федерального бренда AURIX в премиальном сегменте жилой, офисной и курортной недвижимости.
- Май - выход в Дальневосточный федеральный округ. Компания подписала документы, запускающие реализацию двух новых крупных проектов в Хабаровском крае: финансово-делового квартала «Хабаровск-Сити» (первый этап - 140 тыс. кв. м) и премиального курортного комплекса на острове Большой Уссурийский. В октябре инвестиционный совет Хабаровского края одобрил включение земельных участков, где будет построен проект «Хабаровск-Сити», в границы территории опережающего развития (ТОР).
- Август - завершение крупнейшей сделки года на российском рынке коммерческой недвижимости - продажа бизнес-центра «ТЕСЛА» (39,5 тыс. кв. м).
В конце августа Группа «Эталон» расширила присутствие в премиальном сегменте благодаря заключению сделки по приобретению 100% акций АО «Бизнес-Недвижимость», портфель которого включает 42 участка в привлекательных районах Москвы и Санкт-Петербурга для реализации проектов жилой и офисной застройки бизнес- и премиум-класса.
- Октябрь - получение прав на земельный участок под строительство проекта жилой и курортной недвижимости в Калининградской области (209 тыс. кв. м). Проект будет реализован через механизм МИП (масштабный инвестиционный проект).
Компания приступила к реализации проекта по строительству нового бизнес-центра класса А из портфеля АО «Бизнес-Недвижимость», приобретенного в августе. Проект прошел Градостроительно-земельную комиссию, ведется разработка архитектурно-градостроительной концепции.
В рамках плана по снижению строительной себестоимости и созданию собственных предприятий, занимающихся выпуском префабрицированной строительной продукции, Компания завершила строительство производственного комплекса «Технопарк Эталон» (площадь 20 тыс. кв. м) в промышленной зоне «Горелово» Ленинградской области. Технопарк введен в эксплуатацию, оборудован современными производственными линиями, а также исследовательской лабораторией и приступил к выпуску строительной продукции - легких и экономичных фасадных стен, которые в том числе будут использоваться на строящихся объектах Группы «Эталон».
Михаил Бузулуцкий, президент Группы «Эталон»:
«В третьем квартале продажи увеличились на 27% г/г до 46,9 млрд рублей, что свидетельствует о возврате к двузначным темпам прироста после сложного для отрасли периода. Бизнес-модель полного цикла и своевременная переориентация на сегменты, устойчивые к колебаниям спроса, позволили нам быстро адаптироваться к рыночным изменениям и по итогам 9 месяцев 2025 года заметно улучшить динамику продаж по сравнению с аналогичным показателем за первое полугодие.
Локомотивом спроса в 3 квартале стали проекты в премиальном и бизнес-сегменте. Доля премиальных проектов в продажах выросла с 4% в 3 квартале 2024 до 7% в отчетном квартале, в абсолютном выражении стоимость заключенных договоров в сегменте премиум увеличилась почти вдвое. Наша цель на стратегическом горизонте - нарастить долю высокого ценового сегмента в продажах до 20%, что может стать мощным импульсом для развития компании.
Спрос на наши проекты бизнес-класса, расположенные преимущественно в Москве, также показал устойчивый рост: продажи в этом сегменте превысили 90 тыс. кв. м, увеличившись на 62% год к году. Самым популярным проектом среди покупателей остается ЖК Shagal - в 3 квартале 2025 в нем было реализовано 43 тыс. кв. м против 23 тыс. кв. м кварталом ранее. При этом наше предложение на столичном рынке ограничено с точки зрения количества и географии проектов, и мы ожидаем, что пополнение портфеля участками АО "Бизнес-Недвижимость" в премиальном и бизнес-сегменте станет еще одним драйвером в среднесрочной перспективе.
Другим фактором роста может стать смягчение денежно-кредитной политики и последующее оживление спроса на недвижимость и ипотеку. Доля ипотечных продаж в 3 квартале 2025 составила 30%, что является хорошим показателем с учетом увеличившейся до 54% доли продаж в сегментах бизнес и премиум, для которых нехарактерны сделки с применением ипотечных инструментов.
Отдельная область операционной работы - ускорение строительства текущих проектов и снижения себестоимости. Благодаря хорошо выстроенным внутренним процессам в 3 квартале нам удалось нарастить объем ввода в эксплуатацию в 4 раза г/г до 150 тыс. кв. м, что должно положительно повлиять на темпы раскрытия счетов эскроу и повысить ликвидность. С той же целью в октябре мы завершили большой проект по переоборудованию собственных производственных мощностей в Ленинградской области для выпуска префабрицированных элементов. Продукция завода - каркасно-обшивные стены, шахт-пакеты и элементы систем вентиляции - будет использоваться в наших проектах.
Мы планируем сохранить стратегический фокус на диверсификацию за счет растущего премиального сегмента, проектов бизнес-класса и офисной недвижимости. Мы видим потенциал в реализации подобных проектов на фоне дефицита существующих коммерческих площадей в Москве, а также благодаря действующим льготам, которые позволяют сократить платежи за землю по жилым проектам из нашего портфеля. Мы ожидаем, что сбалансированный портфель проектов и увеличение объема новых запусков до 136 тыс. кв. м в 3 квартале, в совокупности с постепенным улучшением макроэкономических условий, окажут поддержку будущим продажам».